Люди несчастливы. Проблема не нова, но в наше время люди несчастливы как-то по-особенному.
Люди жалуются на пустоту. На то, что ничего в их жизни нет. На отсутствие или спутанность желаний. Что жизнь проходит мимо, и они не видят в ней смысла.
А ведь современный мир изобилен как никогда раньше. Есть множество профессий, способов работать (или не работать), людей и вещей. Информации, фильмов, книг. Технические достижения облегчили доступ к творческому процессу, дали среднему человеку возможности для самовыражения и доступ к аудитории. Сейчас каждый при желании и некоторых усилиях может стать фотографом, писателем, или исполнителем музыки. География нашего мира и возможности для контактов с другими людьми тоже расширились. Интернет и свобода передвижения делают возможными общение и отношения не только с людьми из тесного круга повседневной жизни. И почти для каждой потребности уже существует приложение для смартфона.
Но этими возможностями как будто нелегко пользоваться. Все больше людей в развитом мире замыкаются в себе. Все больше тех, кто не выходит из дома, проводя время в интернете и компьютерных играх. Или сужает свою активность до минимума: заработка денег, необходимых для выживания. Парадоксально в современном открытом мире растет количество людей, переживающих изоляцию и одиночество.
Бывает и так, что люди используют современные возможности по максимуму, но это не приводит к чувству счастья и удовлетворения. Несмотря на интенсивную жизнь, у них остается непрекращающееся ощущение дефицита (особенно времени) и неудовлетворенности.
Кроме того, мир переполнен тревогой. Больше разнообразия – больше неопределенности. Больше решений и выборов, которые приходится делать каждый день. Больше сомнений о верности принятого решения. Воображение рисует альтернативные варианты развития событий, и может казаться, что-то, другое было нужнее и правильнее. Современный человек как будто пытается гнаться не за двумя, а за целой стаей зайцев, которые разбегаются в разные стороны.
Эксперимент с джемом
Помните знаменитый "эксперимент с джемом"? Если коротко: в магазине установили две дегустационные стойки с джемом разных сортов. На первой стойке предлагалось 6 сортов джема, на второй – 24. Экспериментаторы предполагали, что больший ассортимент товара привлечет больше покупателей и увеличит продажи. Но результат эксперимента получился другим. Действительно, большее разнообразие привлекало людей. Но в конечном итоге на большой стойке товар покупки покупали реже. И при этом покупатели были чаще недовольны покупкой.
Почему так? В 2013 году психологи Дэк и Джахеди писали, что под давлением высокой когнитивной нагрузки люди пытаются избежать любого риска. Чрезмерное количество опций ведет к тому, что покупатели попросту теряются. Наше мышление заточено под то, чтобы выбирать лучшую возможность из имеющихся. Потому что для реализации каждой возможности требуются инвестиции ресурсов (денег, усилий или времени). Но как объективно сравнить варианты и выбирать лучший? В этих условиях многие предпочитают вообще отказаться от выбора. То есть не приобретать ничего.
А когда мы оцениваем совершенный выбор, мы учитываем не только то, что приобретаем, но и то, что мы не получили. Чем больше разнообразие, тем большими кажутся наши потери и упущенные возможности. Конечно, это потери только гипотетические, ведь ничего из невыбранного никогда нам не принадлежало по-настоящему. Но все же знание об упущенной выгоде влияет на нашу способность выбирать и радость от сделанного выбора.
Журавль в небе. Невыбор
Полина Аронсон утверждает: "Если выбор – это сознательное ограничение возможностей, то "невыбор" – это самая выгодная позиция в обществе, в которой неограниченные возможности являются самым абсолютным благом".
Действительно, ведь если выбирать, то самое лучшее из возможного, подходящее или настоящее. Но если возможностей так много, и не про все сейчас известно, а завтра могут появиться новые, то как выбирать? Даже что-то (кто-то) нравится сегодня, кто знает, не будет завтра чего-то лучшего? Ситуация кажется очень неопределенной. Лучше подождать.
Это стратегия накопления и удержания максимального потенциала без реализации этого потенциала. Аронсон называет эту стратегию "невыбором". Так, проблема одиночества в современности не связана с отсутствием других людей. Наоборот, людей очень много. Даже если конкретный человек находится в замкнутом социуме, то благодаря интернету, он может познакомиться с почти с любым человеком на планете. Теоретически. Но отношения требуют вложений и ограничений. Чтобы появилась настоящая связь между людьми, близость, нужно время, нужен труд понимания друг друга, переживания чувств, поступков, нужно решиться на определенные договоренности, а значит на ограничения. При этом не начиная отношений, не "заплатив", невозможно понять, насколько другой нужен и важен, а меж тем высоко в небе маячит плохо различимый журавль, про которого мечтается, что он мог бы быть более… подходящим? Принцесс-то на свете много, но как узнать, настоящая она или нет?
Но журавль в небе ничего не дает тому, кто мечтает о нем. По-настоящему своим, тем, что наполняет жизнь, может быть только, то, что проживается в действии, труде, и чувстве. Иногда человеку кажется, что пока выбор не сделан, ему принадлежит весь мир. Но на самом деле у него нет ничего.
Неопредмеченная потребность
С изобилием возможностей связана еще одна проблема. Она заключается в том, что при переизбытке разнообразия становится трудно конкретизировать, опредмечивать свои желания.
"Мотив – опредмеченная потребность" (А. Н. Леонтьев).
Это, по-моему, – один из самых удачных тезисов теории деятельности. Смысл его заключается в следующем: потребность изначально связана с ощущением нехватки или дискомфорта, но не связана с конкретными объектами во внешнем мире. Потребность активизирует ненаправленную поисковую активность, заставляет нас осматриваться в поисках того, что могло быть тем, что удовлетворит потребность. Когда находится то, что как кажется, может эту потребность удовлетворить, то появляется мотив – объект или образ того, ради чего мы совершаем целенаправленные действия.
Так, смутное желание любви превращается в образ девушки-соседки, с которой хочется познакомиться и заговорить. А желание большего творческой активности после наблюдения за уличными музыкантами может подвигнуть на то, чтобы пойти учиться играть. Но в нашем мире очень много объектов. Психике становится трудно зафиксироваться на чем-то одном. В результате желания так и остаются в виде размытых образов. А к чему-то неопределённому невозможно целенаправленно двигаться.
Как справляться с хаосом изобилия. Новая аскетика. Кураторство
Итак, принцип "бери от жизни все" (или как можно больше) в современном мире приводит к тому, что человек остается ни с чем.
Поэтому необходимыми условиями для наиболее полного проживания жизни парадоксальным образом становится не максимальное разнообразие, а введение ограничений. Современный человек нуждается в том, чтобы освоить аскетическую практику. Смысл аскезы, как физической, так и духовной, состоит в разумном отказе от второстепенно ради достижения главного. Если раньше ограничения рассматривались как то, что надо преодолевать, то теперь они становятся благом. Так, американский психолог, Барри Шварц предлагает "полюбить ограничения". А писатель Майкл Баскар вводит понятие кураторства. Кураторство – это подход, стратегия, навык, который связан с отбором, отсечением лишнего и систематизацией накопленного. Баскар утверждает: "меньше значит лучше". Курировать можно не только проекты и выставки. Баскар предлагает стать куратором собственной жизни.
Но как определить, что главное? Что ценно?
Чтобы быть хорошим куратором в какой-либо области, будь то выставки, или интернет-сервис, нужно быть профессионалом в этой области. Если стоит задача курировать свою собственную жизнь, придется научиться разбираться в себе. Как? Исследовать себя: свои качества, потребности, чувства, реакции в тех или иных обстоятельствах. Получать новый опыт, но обязательно рефлексировать приобретенное. Это небыстрая и кропотливая работа: пробовать новое, принимать решения, оценивать результаты этих решений. Устанавливать контакт с собой. Учиться улавливать нюансы своих чувств, состояний, убеждений. Рисковать, все-таки принимая определенные решения, иметь мужество отпустить то, что перестало быть важным. Жертвовать чем-то. Но, возможно, собственная жизнь того стоит.
Автор: Елена Кольчугина
Вам легко пользоваться современными возможностями? Справляетесь с хаосом изобилия или испытываете тревогу? Ощущаете себя куратором своей жизни?